История школы

Наш Дагестан уникальный край, где живут удивительные люди, творцы всего прекрасного.
Жизнь, как одно мгновение, пролетит, и нет человека, но добрые дела его остаются надолго в памяти людей.
Огнинская межрайонная школа – интернат для девочек –горянок была открыта постановлением Совета министров ДАССР в 1952 году. В ней обучались и воспитывались представительницы десятка различных народностей Дагестана. В основном, это коренные жительницы районов Южного Дагестана.
Нести народу дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет-
Нет на Земле ответственней признанья,
Почётнее и радостнее нет
Эти замечательные слова относятся учителю, который пришёл в школу по призванию, высоко нести имя учителя России.
Таким учителем, наставником многих поколений девочек – горянок был Георгий Алексеевич Малкин.
Родился Георгий Алексеевич 25 мая 1928 года в г. Чимкенте Казахской ССР. В 1932 году семья Малкиных переехала в г. Тамбов. В 1936 году маленький Георгий пошёл в первый класс. По семейным обстоятельствам он бросил школу, а 1942 году, окончив 6 классов, стал учиться в школе ФЗО, затем работал слесарем 3-го разряда на заводе. НО вскоре пришлось вернуться в школу, где закончил 9 классов. А в 1946 году в связи с материальными затруднениями Георгий Алексеевич устроился работать токарем. В рядах Вооружённых сил нёс службу с августа 1946 года, где получил среднее образование. С 1951 по 1955 годы – обучался в Тамбовском государственном педагогическом институте на физика – математическом факультете. За годы учёбы Георгий Алексеевич занимается общественной работой, подрабатывает репетиторством.
1955 году женится, и молодая чета Малкиных была направлена по распределению в Дагестан. По прибытию в г. Махачкала их направляют в школу – интернат «Горянок»
посёлка Дагестанские Огни. Вот, что он писал о Дагестане в своих стихах.
Дагестан
Нет, не в ауле я родился,
Там, где я рос, не знают гор.
Не я душой к тебе стремился,
Мой Дагестан, с тех давних пор,

 

Как зов зурны, пьяня, коснулся.
Моей души, с тех самых пор,
Как предо мною вдруг взметнулся.
В лезгинке пламенный танцор.

 

Я понял в тот прекрасный миг,
Что красоту твою постиг.
Люблю я рек твоих теченье,
Широкий Каспия простор.

 

Люблю садов твоих цветенье,
Величие и прохладу гор.
Народ большой глубокой страсти!
Я горд, что мне пришлось познать.

 

С тобою вместе жизни счастье,
Твой подвиг трудовой узнать.
Гордиться можешь ты по праву:
Такой народ достоин славы.

 

С той поры до июня 1990 года Г.А. Малкин работал учителем физики и математики, а с 1969 года ещё и организатором внеклассной и внешкольной работы. За все эти годы, что работал в интернате, он проявил себя как удивительный человек с большой буквы и педагог высшей категории.
Высокое чувство ответственности, долга, чести, совести, и человеческое достоинство всю жизнь служили Георгию Малкину верным компасом. По которому он сверял свой каждый шаг, кем бы он не работал: учителем, завучем школы, организатором внешкольной и внеклассной работы или краеведом. (фото №2)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

(фото №2)

 


 

Умение находить с людьми общий язык, поддерживать доброе начинание человека, пресечь несправедливость снискали ему людское уважение и авторитет. « Единственное, что меня утешает – это сознание того, что я никогда не был подлецом и мне не в чем себя упрекнуть» - говорил Георгий Алексеевич.
Малкин Г.А. не изменил своей специальности учителя, хотя ему и предлагали должности повыше. Он не мыслил себя вне интерната, судьба горянки очень волновала его, всегда боролся за неё. Родному дому был написан Гимн интерната «Горянок», музыку, к которой написал учитель музыки В.И. Чистяков.

 

Двести славных подруг. Здесь мне каждая - друг.
Все мы вместе по жизни шагаем.
Здесь мы учимся жить и Отчизну любить,
Здесь о будущей жизни мечтаем.

 

Георгий Алексеевич вёл уроки физики и математики. Занимался с ученицами геологией, историей, литературой, краеведением. Умел красиво рисовать и учил такому виду искусства своих воспитанниц. Оформлять альбомы, выпускать стенгазеты, выступать перед аудиторией, учил дисциплине, ответственности, доброте, состраданию, а главное, - учил любить людей и Родину.
Работая организатором внеклассной и внешкольной работы,
организовывались небольшие экскурсии, которые перерастали в долгодневные
походы по родному краю. Так у девочек – горянок появился большой интерес к краеведению.

 

(Фото №3)

 

 

Девочки побывали в отдалённых аулах, собирая материал о полезных ископаемых, о горных породах, и обнаружили в долине у высокогорного села Фий, горный утёс с лицом персонажа легенд и преданий, возвышавшийся высоко над долиной. Ему в последствии
и дали название - «Страж фийской долины».

 

 

 

 

 


(Фото стража фийской долины)

 

 

 

 

 

Одна из серьёзных задач, которая ставилась перед юными краеведами и учителями школы - охрана памятников культуры и истории. И тут возрастает роль юных туристов – краеведов по изучению и сохранению культурного наследия прошлого (фото №4). Много было найдено археологических памятников и предметов старины.
Необходимо было не просто коллекционировать подобного рода находки, а сделать так, чтобы экспонаты могли рассказать о себе. Благодаря этому в 1965 году при школе – интернате был открыт небольшой комплексно – краеведческий музей под руководством Георгия Малкина,
который довольно быстро снискал всеобщее признание.
В музее были открыты следующие отделы: геологический (минералогия и палеонтология (фото №1)), природы родного края (растительный и животный мир), археологический, этнографический, литературно – краеведческий, историко- революционный, истории стекольного завода, истории школы – интерната.

 


ФОТО №1

 

Кроме того, при дворце культуры стекольного завода силами школы – интерната в 1976 году был открыт филиал школьного музея – музей истории стекольного завода «Дагестанские огни».
Музей широко использовался как в учебной работе, так и для проведения внеклассных мероприятий.
Школьный музей неоднократно награждался Почётными грамотами ЦК ВЛКСМ, дипломами Центрального штаба Всесоюзного похода молодёжи и комсомольцев по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Учащиеся школы – интерната неоднократно получали денежные премии от Министерства геологии СССР, от Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. В 1970 году музей школы – интерната вошёл в число лучших в Российской Федерации и был отмечен дипломом 1-й степени; в том же году он был участником ВДНХ, а ученица школы была награждена медалью ВДНХ и денежной премией.
Музей поддерживал постоянную переписку более чем с 500 адресатами, среди которых были ветераны труда, писатели, представители предприятий, учреждений.
Историка – краеведческий музей известен далеко за пределами нашей республики. Его посещали делегации из Болгарии, Германии, Чехословакии, поэты и писатели, учёные, учителя и учащиеся. ( Фото №5)

 


Более 10 лет велась огромная поисковая работа по следам воинов 345-й стрелковой дивизии, которая формировалась в г. Дербенте. Операция «345». Первоначально этот поиск не носил массового характера. Начался он с того, что однажды учениц школы – интерната пригласили в г. Дербент в отдел пропаганды и агитации, где познакомили с письмом жителя
г. Риги Радионова, который просил сообщить, увековечена ли в городе Дербенте память известного
(фото выступления на передаче ТОКС)
советского журналиста А.М. Хамадана, уроженца города Дербента. Из переписки с Родионовым ученицы школы выяснили, что Хамадан работал в Германии, где помогал немецкой молодёжи в создании комсомольской организации. Далее работал в Китае. В Союзе сотрудничал с газетами «Известия», «Комсомольская правда», и журнал «Новый мир». Во время Великой Отечественной войны не смотря на тяжёлую болезнь Хамадан добивается, чтобы его отправили в действующую армию в качестве корреспондента ТАСС. Оказавшись в концлагере в Севастополе, он организует сопротивление. Ему удаётся спасти жизни многим советским военнопленным. Однако фашистам удалось раскрыть его подпольную деятельность, и Хамадан был казнён.
Получив эти сведения, следопыты собрали материал и выступили с рассказом о своём земляке на страницах газет и по республиканскому телевидению в передаче ТОКС (телевизионный отряд красных следопытов).
Работа выполнена, казалось, когда вдруг в школьный музей пришёл инвалид Великой Отечественной войны Муртуз Мусаевич Мусаев и сообщил, что 345-я стрелковая дивизия, героические подвиги которой описывал А. Хамадан в своих севастопольских репортажах, формировалась именно в Дагестане, а в частности в г. Дербенте. Так поиск по следам Хамадана расширился и перерос в массовую поисковую операцию под названием «Операция – 345».
Я часто вспоминаю этот день,
Начавшийся так далеко от дома:
Махачкала, вокзал, упавший в тень,
И стук колёс, как отголосок грома.
(из стихотворения бывшего бойца К. Усовой)

 

«Операция - 345» оставила след в сердцах учащихся. Ведь весь тот материал, который проходил через их руки, рассказывал об удивительной стойкости и героизме советского народа в тяжёлое для нашей страны время. Каждый новый факт этого поиска становился предметом обсуждения, споров, дискуссий в которых принимали участие воспитанницы.
Очень много встреч ветеранами 345-ой с.д. организовывались под руководством Георгия Алексеевича.
С рассказами о поисковой работе следопыты выходили на телепередачу ТОКС .
(фото из книги «Поиски, находки, открытия»)

 


1-ая встреча состоялась в октябре 1981 года в связи с сорокалетием со времени формирования дивизии. К этому мероприятию было подготовлено 24 стенда, размером 1000\600 мм. О боевом пути дивизии. Тогда прибыло на встречу 156 ветеранов 345 С.Д.. Вторая встреча состоялась в мае 1983 году и 3-я встреча в 1985 году. Рассказ ветеранов нашёл отклик в сердцах учащихся Огнинской школы-интерната.
( 2-ая встреча с ветеранами 345 С.Д.)

 

 

 


 



Вскоре возникла песня «Баллада о памятнике», музыку написал преподаватель пения В.И. Чистяков.

 

- У Севастополя за небольшим селом есть памятник.
Воздвигнут он когда – то
Напоминаньем о войне добра со злом,
О мужестве советского солдата.

 



 Хочу такой сайт

(у памятника 345-й стрел. див. в г Севастополе)

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

(2-ая встреча с ветеранами 345 С.Д. в школе-интернате)

 

По его инициативе в городе Дербенте открыт Мемориал славы в честь воинов 345 стрелковой дивизии, формировавшийся в г. Дербенте и защищавшей город – герой Севастополь.

 

 

 

 

 


Фото мемориала 345-й СД.
В г. Дербенте.

 

 

 

 

 

 

 


 


В музее есть отдел истории стекольного завода «Дагестанские Огни», очень много экспонатов, подлинных документов. Особое место в экспозиции представляет раздел, посвящённый Великой Отечественной Войне, в которой экспонируются письма земляков, их фотографии, документы, награды; личные вещи – все собранное организаторами отдела в ходе операции «Обелиск».

 

 

 

В феврале 1973 года в пос. Огни был открыт памятник воинам, павшим в боях с фашистскими захватчиками, на котором были высечены имена 58 огнинцев. Никто из учащихся интерната не знал об этих людях, да и сами жители посёлка мало, что могли рассказать о них. И тогда Совет школьного музея предложил объявить поиск, под названием «Обелиск». В нём приняли участие все 240 учениц и членов педагогического коллектива. Красные следопыты имели свою эмблему и песню, написанную учителем пения В.И. Чистяковым. В ней
есть такие слова:
Не лейте слёзы умиленья. Над непришедшими с войны.
Зовёт нас в бой сердец биенье
Не слёзы, подвиги нужны…

 

( у памятника в п. Огни. 1973г.)
В мае 1978 года воспитанницами интерната были известны 182 человек. Стали известны их судьбы, их подвиги. Это три брата Меджидовых, братья Кадацкие, два брата Таджибовых, Воронины, Шейкины, Володя Иванов, Борисов Иван Ильич, Белов Вячеслав, Аликулиев Сефудин – их более 180 человек. Ведь они были молоды, имели свои сокровенные мечты, все они были стекловарами, любили, растили детей, но жестокая война всё изменила в жизни людей.
Тысячелетия над долиной, где сегодня раскинулся наш город, полыхал вечный огонь горящего подземного газа. Советская власть построила для горцев Дагестана стеклозавод и вечный огнь начал варить в огромных ванных печах чистое, прозрачное оконное стекло.
Сегодня вечный огонь горит у памятника боевой Славы советского народа, установленного в память об огнинцах, павших в боях гитлеризмом. В жаре этого огня заключён сердечный жар погибших. Вот почему в песне, посвящённой героям – землякам огнинцам, есть такие слова:

 

« И полыхает над Огнями,
Как факел, их сердечный жар.
Навечно будет рядом с нами
Нам жизнь отдавший стекловар».

 

Они погибли за наше счастье, и поэтому память о них должна жить в сердцах живущих сегодня.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(Фото памятника сегодня)

 

Вся эта огромная многогранная работа проводилась под руководством Георгия Алексеевича Малкина. Всю свою сознательную жизнь он посвятил воспитанию и обучению девочек – горянок. Много стихов было посвящено нашему посёлку, ветеранам – огнинцам, стекловарам. Вот отрывок из стихотворения «Дагестанские Огни», который стал гимном города. Музыку к стихам написал учитель пения В.И.Чистяков:

 

Там, где в зареве пожаров,
Ночи превращались в дни.
Вырос город стекловаров
Дагестанские Огни…

Многими дипломами и грамотами оценён его труд. Георгий Алексеевич был награждён нагрудными знаками «Отличник народного просвещения», «Отличник просвещения СССР», медалями: Ветеран труда», «За заслуги перед Дагестаном». В 1982 году Малкину Г.А. присвоено звание «Заслуженный учитель школы Дагестана», «Заслуженный краевед Дагестана». Был делегатом съезда учителей России. С 1960 года Малкин Г.А. становится внештатным корреспондентом газеты: «Дагестанские Огни», «Знамя труда», писал стихи о Дагестане, «Горянок», которые впоследствии стали песнями в народе. Как в подведении итогов его огромной и многолетней работы, вышли в свет книги: «Дербент» (путеводитель); «Поиски, находки, открытия», «Патриотическое и интернациональное воспитание учащихся через школьный музей».
О деятельности музея рассказывали такие журналы как: «Литература в школе», «Родина», «Ветеран», «Памятники Отечества», «Знания – народу», «Женщина Дагестана».
Многогранное творчество Георгия Алексеевича Малкина невозможно изучить до конца.
«Какая глыба», - именно это выражение В.И. Ленина можно отнести к его творчеству.

«Мы работали как одно целое»- говорит учитель физкультуры Дадашев Шамсудтин Магомедович, который уходил с командой краеведов интерната в походы на лето, и был незаменимым помощником Малкина Г.А.
В 1990 г. Не стало учителя и наставника Малкина Г.А., но он оставил после себя огромное духовное богатство - историка – краеведческий музей для многих поколений молодежи, как нашего города, так и для республики в целом.
Ушёл из жизни не просто учитель, а частица души каждой воспитанницы, которая когда – либо встречалась с этим замечательным человеком. Весть о безвременной смерти Георгия Алексеевича облетела все концы, как Дагестана, так и России. Свои стихи дорогому учителю посвятила поэтесса Дагестана, воспитанница школы – интерната Джамиля Аракская « «Учителю моему», «Памяти заслуженного учителя Дагестана Малкину Георгию Алексеевичу». Стихи: «В память о Малкине», «Послание Георгию Алексеевичу» были написаны выпускницами школы – интерната «Горянок» после его смерти. А сколько благодарных ему девочек – горянок живут в Дагестане и за его пределами, за ту путёвку в жизнь, что получили в интернате.
Без прошлой истории нельзя строить настоящее и будущее!
Ведь нельзя забыть никогда.
Что осталось в душе навсегда:
Дела добрые, умные речи.
И для всех полезные встречи…
( отрывок из стихотворения выпускницы «В память о

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 31.12.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8(963)429-43-09

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».